«Росстритартнадзор», обзор второго сезона

сентябре 2021 года мы опубликовали двадцатый эпизод «Росстритартнадзора» с Покрасом Лампасом и на юбилейном выпуске решили закрыть второй сезон, взяв небольшой перерыв. На этот раз пауза не будет такой огромной и третий сезон будет писаться уже этой осенью.

«Росстритартнадзор» до сих пор остаётся единственным подкастом, целиком посвящённым уличному искусству. Мы столкнулись с критикой, которую сейчас осмысляем — некоторые слушатели считают наше шоу узконаправленным и иногда непонятным рядовому слушателю. И кажется, что только дополнительных материалов для просвещения мало. Это повод задумать как об обновлении формата, так и о новых способах донесения наших знаний.

Второй сезон стал эволюцией, мы докрутили то, что было задано еще на старте, отточили стиль и стали детальнее готовиться к выпускам. Не изменяя формату, мы оставили хронометраж, но сделали несколько нововведений:

— Впервые мы начали платить за хостинг не сами — подкаст можно поддержать на Boosty за эксклюзивные подарки: экскурсии, стикеры и другой стафф.
— Дополнительные материалы в нашем телеграм-канале стали не срезом фотографий с работами художника, а полноценными публикациями с фактами, мнениями и историями, расширяющими тему, поднятую в выпуске. Особенно мы оторвались в последних эпизодах.
— Мы наконец-то завели Инстаграм «Росстритартнадзора», куда постим тизеры с записи и трейлеры новых эпизодов.

В качестве финальной точки второго сезона выпускаем полный обзор на все 11 эпизодов. Все описанное — личные впечатление одного из авторов подкаста — исследователя уличного искусства Леши Шахова. Немного закулисья со ссылками на эпизоды, о которых идёт речь.

Бессменные ведущие, фото из секретного чата Rosstreetartnadzor Onlyfans

Как Ovs9n открыл сезон

Мы начали публиковаться, когда уже записали несколько выпусков на месяц вперёд и прекрасно знали, что открыть сезон должен наш большой друг Андрей Овсян.

Его работы всегда многослойные, требуют детального рассмотрения, а иногда и специфичных знаний. Еще Овсян очень застенчив, но разговор получился достаточно искренним — о том, нужно ли рисовать, если твои работы никто не увидит.

Как a11c1ear Зелибобу в ФБК отправил

A11c1ear получил свою долю славы, когда его арт попал к Дудю, также работы художника публиковала «Медуза» и другие федеральные издания. Автор неплохо попадает в цель своей социальной сатирой и лаконичной формой. Имея бэкграунд дизайнера, художнику удается мимикрировать под городскую среду, а иногда и оставаться незамеченным, даже если арт высмеивает «Духовные скрепы»

В выпуске звучит его секрет: идеальная метафора похожа на хорошую игру в «Имаджинариум» — о смысле работы должны догадаться 9 из 10 зрителей.

Герой первого эпизода второго сезона — наш постоянный слушатель

Как Антон Make долго говорил про прото-стрит-арт

Последний выпуск, который был у нас в запасе. Прекрасно помню, как Саша Янг с ужасом думал о монтаже этого эпизода — Мэйк льёт мысль развёрнуто и очень много, вычеркивая ведущих. Как музыкальный автомат, в который достаточно закинуть монетку и слушать об изучении уличного искусства и его истории.

После выпуска исследователь уличного искусства со своими художественными практиками и нелюбовью к культурным институциям приехал в Екатеринбург на «Карт-Бланш», где прочёл лекцию о скользких моментах фестиваля, а также нарисовал работу против Биеннале и Цирка. В соцсетях Антон начал дискуссию о том, что в Екатеринбурге «выдрессированы» все: от уличных художников до конечных зрителей. Возможно, наш подкаст поможет лучше понять автора.

Как Александр Красовицкий рассказал о том, что интересуется стрит-артом, но попросил нас не публиковать это

Впервые в «Росстритартнадзоре» был не художник, а музыкант — лидер Animal Джаz и Zero People любит фотографировать и публиковать уличное искусство в несколько аккаунтов. Без тусовок с художниками или детального погружения в тему — просто постит, что ему нравится, и имеет один из самых больших Инстаграмов о стрит-арте в мире. После записи мы задумались о том, какими снобами стали, оценивая уличные работы. А еще, Янг встретился с кумиром детства, тонкие нотки этого можно уловить и при прослушивании эпизода.

Нас попросили не публиковать этот выпуск, пока не выйдет «секретное интервью» Красовицкого, где он также рассказал о своей любви к стрит-арту. Этим секретом оказалось шоу Дудя.

Как Денис Вертиго тер за граффити и бороду

Один из талисманов фестиваля «Стенограффия» и любитель рисовать маски приезжает в Екатеринбург уже 12 лет и нам наконец удалось его выловить. Разговор получился про «пацанское»: граффити, бомбинг и тру-уличное. Выпуск перекликается с одним старым эпизодом эпизодом — нам удалось узнать больше про «мальчики дерутся с мальчиками» (странная цитата Стаса Багса из первого сезона)

Запись стала еще одним ночной кошмар Янга: в выпуске Денис постоянно чесал бороду, что нужно было вырезать на монтаже. Как он только справился…

Записываем Вертиго

Как Максим Има раскрыл причину популярности рисования на заброшках в Санкт-Петербурге

А вот это выпуск, который ждал я, Леша Шахов. Без «Карт-Бланша» Екатеринбург вряд ли бы познакомился с антистилем Максима, который рисует «так, как получается». Это один из самых искренних художников и фраза «слышь, ты, ебало завали» в выпуске — изюминка всего сезона.

Особое желание поговорить с Максом в подкасте возникло после просмотра фильма «Трещины» о творчестве художников Петербурга. И в выпуске, кажется, мы нашли ответ, почему там так популярно рисование в заброшенных зданиях.

После записи этого эпизода мы взяли небольшую паузу, но не пропадали из виду.

Как мы встретились с подписчиками на специальном маршруте

1 августа Саша Янг и Леша Шахов впервые провели совместную прогулку для подписчиков на Boosty, которые поддерживают проект донатами. Мы часто показываем и рассказываем про уличное искусство, но никогда не работали вместе.

Получилось почти в два раза больше контента, чем мы производим обычно. Учитывая, что нам нравятся разные работы, получилось даже подискутировать, создать «живой подкаст» на месте.

Два экскурсовода сразу
Да, этот чат существует

В октябре мы собираемся повторить это. Уведомление о времени и месте мы разослали в особом чате — если хотите попасть туда, то поддерживаете проект на Boosty.

Как Антония Лев говорит о феминизме с помощью девочек, цветочков и котиков

Тоня точно не первая девушка в подкасте — в первом сезоне мы приглашали Аню Клец из «Стенограффии». Но она точно первая художница со своими практиками в городском пространстве.

Это было понятно еще до выпуска, но после я убедился: Антония Лев — троянский конь уличного искусства. Через милые иллюстрации она транслирует мысли о феминизме, равноправии, поднимает темы сексуальности и политическую повестку, оставаясь непонятой для заказчика, но не для зрителя. О ее методе мы и поговорили в выпуске, попутно задев практики работы с фестивалями.

Сразу после выпуска с Тоней на нас посыпались просьбы записать разных художниц, мы будто открыли портал в новую реальность этим эпизодом. Открою ужасную тайну: мы никогда не были против девушек-художниц и приглашаем их в выпуски. Просто не все готовы, так что выходит так, как выходит. Обещаем, что девушки появятся и в третьем сезоне.

Как Philippenzo заставил нас задуматься об удалении из подкаста ВК

«Фил, а что ты будешь рисовать, если Путин уйдёт?», — этот вопрос мог стать ключевым в выпуске, но уже во время подготовки мы поняли, что на каждую политическую работу у автора есть по десять артов на другие темы. Филипп рисовал объемные рисунки и создавал композиции из луж, но больше всего прославился именно критическими высказываниями и «Поцелуями». Арт о современной России и совместимость такого автора с легальными практиками — вот ключ эпизода.

Удивительное совпадение, но эпизод с Филиппензо стал первым подкастом, который «сам удалился» из ВК.Подкастов. После жалобы выпуск вернули, но осадочек остался.

Филиппензо и его футболка

Как «Морфология улиц» вместе с «Росстритартнадзором» возбудила тюменских патриотов

Организаторы тюменского фестиваля уличного искусства «Морфология улиц» специально приехали в Екатеринбург, чтобы записаться у в «Росстритартнадзоре». Юля и Настя в выпуске честно поделились мыслью, что стрит-арта в Тюмени почти нет, как и локальной идентичности, что стало небольшим локальным инфоповодом.

Оказалось, нас слушают тюменские чиновники и патриоты

Как Ян Посадский выводит стрит-арт за пределы улиц

Один из авторов новой волны, который решил делать уличное искусство по правилам галерейного. Работы Яна всегда требует медиации и глубокого знания контекста, что не мешает им быть эффектными визуально. Ян часто уходит в дополненную реальность для большего погружения зрителя в его мысль и историю места, где он рисовал.

К выпуску с Яном я взял разгон в дополнительных материалах на максимум — текста там завались, особо интересен момент с классификацией стрит-арта, граффити и паблик-арта с помощью схемы, взятый из научной работы Посадского. Все вопросы должны отпасть сразу.

Вместе с этим выпуском у нас появился Инстаграм. Интересно, к чему мы готовились.

Ян Посадский устал от уличного искусства

Как Покрас Лампас вообще попал к нам в подкаст

Перформанс с «Теорией разбитых окон» на «Карт-Бланше» стал одной из самых обсуждаемых работ фестиваля в медиа Екатеринбурга. Покрас Лампас ночью написал на одном из окон Золотоплавильни на Первомайской, 1 текст Теории разбитых окон. А на следующий день он собрал людей и предложил проголосовать за окно, которое нужно отмыть: со своей работой или с тэгом одного из местных граффитосов. И три часа мыл стекло, общаясь со всеми. Те, кто пришёл, смогли понять замысел автора (но не каждый), а для массовой публики осталось много вопросов.

Их мы и попытались разжевать в выпуске, попутно поговорим о граффити-прошлом Покраса, рисовании на вагонах поездов и том, как тэги автора переехали со стен на живых людей. Собрали мощные дополнительные материалы, где представили две точки зрения на работу с «Теорией разбитых окон», все по красоте.

Где-то под финал сезона поняли, что одного только подкаста нам мало. «Росстритартнадзор» будет расти уже в 2021 году, мы записываем третий сезон аудиошоу, а попутно будем заниматься систематизацией и осмыслением уличного искусства России в новых форматах. Надеемся, что наша работа натолкнёт кого-то на новые мысли и бОльшую любовь к пространству современных городов.

Ваши Саша Янг и Леша Шахов

Поделиться
Отправить
 201   1 год   подкаст