Полицейский шеврон — это наш поп-арт?
В одном восьмом эпизоде второго сезона «Росстритартнадзора» уличный художник Филиппензо сказал, что полицейский шеврон — это и есть новый российский поп-арт. С темой формы и атрибутики силовиков играют современные артисты, используя их как для перформативных практик, так и для изобразительных высказываний.
Мы решили немного развернуть тему и сравнить определение поп-арта с полицейским шевроном, чтобы понять, насколько его использование соответствует жанру.

Что такое поп-арт
Поп-арт появился в Западной Европе и США в конце 50-х как ответ на абстрактный экспрессионизм и его отрицание. Предметами популярного или «естественного» искусства стали окружающие художников предметы — повсеместная реклама и продукты эпохи потребления. Художники переосмысляли повседневные вещи, придавая им новые смыслы с помощью изменения масштаба, формы и помещая в новый контекст.
Термин «поп-арт» был официально введен в употребление в декабре 1962 года после «Симпозиума по поп-арту», который организовал Нью-Йоркский музей современного искусства. Американская реклама уже впитала многие элементы и идеи современного искусства и художникам приходилось искать ещё глубже, чтобы найти новые выразительные стили, которые отличали бы искусство от хорошо разработанных и умных коммерческих материалов.

Поп-арт всегда предпочтет массовое единичному, образы, которые растиражированы всюду. Эти образы часто банальны и преследуют современного горожанина, их обязанность — не быть признанной частью культурного мира и вряд ли когда-то ей стать, или стать ей благодаря автору произведения. Еще одна важная составляющая — автор поп-арта не должен придумывать образ, он должен именно модернизировать и перевернуть уже готовый продукт с помощью своего видения.
Критик Хилтон Крамер считал, что цель поп-арта — «примирить нас с миром предметов потребления, банальностей и вульгарности», лично всегда выступал против этого жанра, заявляя, что он ничем не отличается от рекламы и только способствует формированию общества потребления. С подобными критическими высказываниями сталкиваются и современные художники, вступающие в коллаборации с брендами.

Когда шеврон стал элементом поп-арта
Обновление формы силовиков состоялось в 2011 году, после Реформы МВД («переименования милиции в полицию»), в то же время началось протестное движение на Болотной. Постоянное присутствие полиции на митингах, шествиях и публичных мероприятиях, вкупе с бесконечными сериалами про силовиков (растущих в количестве еще с 90-х) на отечественном телевидении, в которых также появились «полицейские», делают образ новой структуры предметом для переосмысления художников. Некоммерческий бренд и действия лиц, носящих эту форму, становится самым обсуждаемым явлением.
Первые шевроны полиции шьют по-старинке, в желто-черном стиле милиции, после чего появляется уже известный красно-сине-белый образ. В переосмыслении образа художниками встречаются оба варианта, некоторые структуры до сих пор сохраняют желто-черный образ, но у масс он уже ассоциируется с «Охраной» и другими службами.


Именно шеврон становится главным отличительным знаком, с которым начинают экспериментировать художники. Попутно растет популярность текстового арта, а стилизация надписи под униформу силовиков становится главным визуальным приемом, который дает контекст вне зависимости от места. Это позволяет художникам тиражировать работы в виде стикеров и постеров, по всем правилам поп-арта.




Шеврон «Полиция» можно купить на множестве сайтов, со словом «патриот» в названии. Элементы формы полиции защищены законом и их ношение без корочки может караться по закону. Но это не мешает переосмыслять некоторые элементы, изменяя их содержание.
Стилизованный шеврон используют бренды, создавая свои нашивки и тематические коллекции. Чаще всего слова на одежде повторяют буквенные сочетания в слове «Полиция».


Ни один отечественный бренд или продукт не добился такой популярности, как форма силовиков и их отличительные признаки. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что полицейский шеврон — это поп-арт современной России.